УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от 03.09.2016 № 507-лс
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение регламентирует порядок организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – инвалиды и лица с ОВЗ), определяет основные направления работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в ГПОУ ЯО Даниловском политехническом колледже (далее – колледж) и разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N9 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом Минобрнауки РФ от 18.03.2014г. №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования", Требованиями к организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров 26 декабря 2013 г.
1.2.Колледж создает специальные условия для получения профессионального обучения инвалидами и лицами с ОВЗ.
Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание колледжа и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ОВЗ.
1.3.В колледже ведется специализированный учет инвалидов и лиц с ОВЗ, содержащий общие сведения, рекомендации медико-психолого-педагогического обследования или медико-социальной экспертизы и др.
1.4.На официальном сайте колледжа имеется страница «Информация инвалидам и лицам с ОВЗ», где размещается, и актуализируются, по мере обновления, информация о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, прочие документы и сведения.
2. Особенности приема поступающих на обучение инвалидов и лиц с ОВЗ
2.1.При организации работы с поступающими на обучение в колледж инвалидами и лицами с ОВЗ используются такие формы профориентационной работы, как: дни открытых дверей; профориентационное тестирование; консультации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей по вопросам профориентации, приема и обучения; подготовка рекламно-информационных материалов для инвалидов и лиц с ОВЗ; взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями (при необходимости).
2.2.На обучение в колледж принимаются лица с ОВЗ и инвалиды, которым, согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальной программы реабилитации инвалидов, не противопоказано обучение в профессиональных образовательных организациях по соответствующим профессиям/специальностям. Заключение должно содержать медицинские показания для возможности осуществления обучения по основной (или адаптированной) образовательной программе среднего профессионального образования; при необходимости – специальные технические условия, необходимость сопровождения и (или) присутствия родителей (законных представителей) во время учебного процесса, возможность получения дополнительного образования, организацию психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
2.3.Инвалиды и лица с ОВЗ при поступлении в колледж помимо основного пакета документов предоставляют заявление с обязательным указанием вида инклюзивного образования (полное, частичное, в отдельно выделенной группе), психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями медицинской комиссии, а также, при необходимости, представляют индивидуальную программу реабилитации, в которой отражается комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий.
3. Особенности организации учебного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ
3.1.Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
3.2.Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может быть реализовано через следующие модели:
полная инклюзия – студенты посещают колледж наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующей учебной группы, а также могут посещать кружки, клубы, внеурочные мероприятия и др.;
частичная инклюзия – студенты совмещают индивидуальное обучение на дому (в дистанционной форме) с посещением колледжа и обучаются по индивидуальным учебным планам; могут посещать кружки, клубы, внеклассные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям медицинской комиссии;
обучение в составе отдельно выделенной группы из числа инвалидов и лиц с ОВЗ (не более 15 человек).
3.3. Подбор и разработка учебных материалов преподавателями и мастерами производственного обучения производится с учетом особенностей восприятия инвалидов и лиц с ОВЗ.
3.4. Для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, социальной и профессиональной адаптации в образовательные программы колледжа могут быть включены специализированные адаптационные дисциплины.
3.5. При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. Порядок зачисления и перевода на обучение по индивидуальному учебному плану регламентируется Положением об организации обучения по индивидуальному учебному плану обучающихся.
3.6. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется колледжем самостоятельно, исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
4. Требования к кадровому обеспечению
4.1. Работа педагога-психолога с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, в обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся в поддержке и укреплении их психического здоровья.
4.2. Работа социального педагога с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ заключается в осуществлении социальной защиты, выявлении потребности обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их семей в сфере социальной поддержки, в определении направления помощи в адаптации и социализации, в участии в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.
4.3. Педагогические работники колледжа должны быть ознакомлены с психофизиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и учитывать их при организации образовательного процесса. Своевременное информирование педагогов об инвалидах и лицах с ОВЗ в конкретной группе осуществляют социальные педагоги и педагоги-психологи.
4.4. Для педагогического коллектива колледжа организуются занятия в рамках повышения квалификации, в том числе по программам, направленным на получение знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применению специальных технических средств обучения с учетом нарушений здоровья.
5. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ
5.1. Для осуществления мероприятий текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной (или адаптированной) образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.
5.2. Форма проведения промежуточной аттестации для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
5.3. Для выпускников из числа лиц с ОВЗ государственная итоговая аттестация проводится колледжем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее – индивидуальные особенности).
При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ОВЗ в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ОВЗ, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ОВЗ:
а) для слепых:
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.
Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.
6. Практика и трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ
6.1. Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ОВЗ производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся, психофизических особенностей обучающихся, рекомендации медико-социальной экспертизы, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
6.2. При направлении инвалида и обучающегося с ОВЗ в организацию или предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики колледж согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида. При необходимости для прохождения практик могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.
6.3. Мероприятия по содействию в трудоустройстве выпускников-инвалидов осуществляются колледжем во взаимодействии с Центром занятости населения, предприятиями и организациями.
6.4. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги
7. Доступность инфрастуктуры колледжа для инвалидов и лиц с ОВЗ
7.1. Для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже имеется подъездный пандус с поручнем к входу в колледж.
7.2. В колледже выполнена маркировка ступеней и дверей на главном входе и внутри здания.
8. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение
8.1. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, его профессиональное становление с помощью психодиагностики, психопрофилактики и коррекции личностных нарушений.
8.2. Организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ направлено на контроль учебной деятельности в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
8.3. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточной аттестации, в ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи для педагогов и иную деятельность.
8.4. Медико-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
8.5. Социальное сопровождение предполагает совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ при инклюзивном образовании, включая социальные выплаты, выделение материальной помощи, стипендиального обеспечения, содействие в решении бытовых проблем.
8.6. Колледж формирует профессиональную и социокультурную среду, способствующую формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
8.7. При необходимости для обеспечения образовательного процесса в колледж могут быть приглашены необходимые специалисты (психолог, социальный педагог), закреплены волонтеры из числа обучающихся колледжа. Разрешается присутствие в колледже лица, сопровождающего инвалида. При возникновении такой необходимости, обучающийся указывает это в личном заявлении директору колледжа с приложением копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность сопровождающего лица.
8.8. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ колледж вправе использовать такую форму сопровождения, как волонтерское движение. Волонтерское движение способствует социализации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, более тесному взаимодействию обучающихся с ними, развивает процессы интеграции в молодежной среде.